Во вторник, 18 октября, депутаты комитета по экономической политике Законодательного Собрания снова призвали к ответу руководство «Приморского водоканала» по вопросу о работе очистных сооружений Владивостока и сроках их полноценного ввода в эксплуатацию. Проблемными точками руководство «Примводоканала» назвало трамвайные пути и большое число стоков в Золотой Рог.
Первым вопросом на повестке дня заседания обновленного комитета по экономической политике Законодательного собрания стоял отчет руководителя «Примводоканала» Алексея Осиюка о работе очистных сооружений Владивостока.
Доклад специалиста с первых же слов превратился в дискуссию. Алексей Осиюк заявил, что на полную мощность запустить очистные сооружения сложно, так как они рассчитаны на переработку 380 тысяч кубометров канализационных стоков в сутки, а городу подаются только 220 тысяч кубов в сутки. С этим утверждением не согласился председатель комитета депутат Александр Костенко. По его данным, ежедневно Владивостоку подаются 330 тысяч кубометров воды. Эту информацию подтвердили предыдущий глава «Примводоканала» Петр Журавлев и вице-мэр Александр Юров. Однако Осиюк продолжал стоять на своем.
«Исходя из ваших цифр, у вас все хорошо, а реальная картина другая», — прервал дискуссию Александр Костенко. Он попросил не говорить, что «все изначально сделано неправильно», а называть точные даты окончания работ.
Алексей Осиюк подтвердил озвученную полгода назад дату окончательного ввода в эксплуатацию всех очистных сооружений Владивостока — конец марта 2017 года. При этом специалисты водоканала отметили, что в соответствии с программой, проект должен быть сдан к 2019 году, но приходится наращивать темпы его реализации.
«В настоящее время центральные очистные работают в штатном режиме, северные принимают 20 тысяч кубометров в сутки (расчетная мощность — 50 тысяч кубометров), южные — 15 тысяч (расчетная мощность — 160 тысяч кубометров). Южные должны принять основные стоки на переключение выпусков от Золотого Рога. Но существует немало сложностей по строительству насосных станций и коллекторов. Проблем много и они сложные. До конца марта 2017 года завершим все мероприятия», — сказал Алексей Осиюк.
Так, в числе проблем он назвал невозможность перехватить все стоки в Золотой Рог. По словам руководителя водоканала, официальных канализационных выпусков в бухту всего семь. В это же время по берегам акватории насчитывается порядка 150 выходов сточных вод — как от маленьких организаций, так и от крупных предприятий, например, Рыбного порта, «Дальзавода» и Морского вокзала.
«При этом система хозяйственно-бытовой канализации и ливневой очень сильно пересекаются. Проектом по перехвату стоков было предусмотрено переключение на очистные только семи официальных выпусков. Чтобы перехватить всю канализацию, нужно работать много-много лет. Говорить о том, что перехватим все стоки, я бы не стал. Перехватим выпуски, но не стоки», — пояснил Осиюк.
Он озвучил и «основную проблему», препятствующую вводу в эксплуатацию очистных сооружений. «Приморский водоканал» совместно с городской администрацией в настоящее время пытаются решить, что делать с бракованны магистральным коллектором, пролегающим под трамвайными путями на участке от Борисенко до Сахалинской.
«Это магистральный коллектор и мы его не можем запустить — он построен с браком. При проведении тестирования системы мы наблюдаем порывы каждые 12 метров — это длина трубы. То есть трубы вообще не соединены между собой. Также наличие трамваев сверху — это само по себе нарушение. Если случится порыв, это может повлечь за собой причинение вреда здоровью пассажиров. Я думаю, что мы придем к демонтажу трамвайных путей. Другого способа подать стоки на южные очистные у нас нет. Плотность застройки в этом районе не позволяет перенести коллектор в другое место», — сообщил Осиюк.
Вице-мэр Владивостока Александр Юров выразился более мягко. Он отметил, что «есть возможности и технические проработки, как сохранить трамвайное сообщение» и пояснил, что речь идет об установке в системе коллектора специальных водоотводящих колодцев и высокопрочных футляров. Однако более конкретно — кто, за какие средства и как сможет реализовать эти инженерные решения в ближайшие несколько месяцев — Юров не уточнил.
При этом депутаты напомнили специалистам водоканала, что в прошлый раз демонтаж трамвайных путей на этом участке вызвал серьезный общественные протест и попросили подумать, как теперь решение о ликвидации электротранспорта отразится на жителях района Тихой и Сахалинской.
С сообщением выступил и присутствовавший на заседании предыдущий директор «Примводоканала» и экс-депутат Петр Журавлев. Он высказался в защиту проектов, реализованных к саммиту АТЭС.
«Центральные запроектированы на 160 тысяч кубометров воды в сутки. На конец 2012 года на них приходило 100 кубометров. И сейчас не канализуется весь Эгершельд, побережье Золотого Рога от завода «Эра» до здания администрации края. Говоря о первоначальном вопросе нашей повестки: чтобы довести сооружения до проектной мощности нужно эти территории замкнуть на них. Плюс на Снеговую Падь в проекте заложена мощность 20 тысяч. На северные очистные не переключены стоки от Татарской. Мощность южных очистных — 130-140 тысяч кубов в сутки и 20 тысяч — на перспективу. Надо достроить эту сеть, тогда очистные выйдут на полную мощность. Вот и ответ на вопрос», — сказал Петр Журавлев.
В завершении заседания депутаты порекомендовали «Приморскому водоканалу» более тесно работать с администрацией Владивостока, разграничивать зоны ответственности и «точно определить, кто за что отвечает» в решении проблем запуска очистных сооружений города.